Тема Ромео и Джульетты перешла в ряд «вечных тем».
Трагедия влюбленных до сих пор волнует многих известных писателей и
поэтов, музыкантов и художников.
Например, военный писатель Луиджи да Порто (1485-1529) впервые ввел в литературу образы Ромео и Джульетта,
сделав их героями своей новеллы «Новонайденная история двух благородных
влюбленных и их печальной смерти, произошедшей в Вероне во времена
синьора Бартоломео Далла Скала».
Много поэтов обращались и обращаются к вечным влюблённым. Например поет Николай Асеев
РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА
Николай Николаевич Асеев
1889-1963
Люди! Бедные, бедные люди!
Как вам скучно жить без стихов,
без иллюзий и без прелюдий,
в мире счетных машин и станков!
Без зеленой травы колыханья,
без сверканья тысяч цветов,
без блаженного благоуханья
их открытых младенчески ртов!
О, раскройте глаза свои шире,
нараспашку вниманье и слух,—
это ж самое дивное в мире,
чем вас жизнь одаряет вокруг!
Это — первая ласка рассвета
на росой убеленной траве,—
вечный спор Ромео с Джульеттой
о жаворонке и соловье
Тематика жертвенной любви Ромео и Джульетта
не оставила равнодушными и представителей изобразительного искусства,
запечатлевших в своих творениях образы юных героев. Знаменитый Джон Ватерхауз – «Джульетта»,
серия работ
Франческа Айеца – «Прощание Ромео и Джульетта на
балконе», «Венчание», "Прощальный поцелуй Ромео и Джульетты",
Вильям Тернер – «Джульетта и кормилица,
наблюдающие гулянье в Вероне», Генрих Сюсли – «Ромео над телом Джульетты», Сципионе Ваннутелли – «Похороны
Джульетты»…
А как не вспомнить знаменитую работу Родена «Ромео и Джульетта» ,
статую Джульетты в Вероне итальянского мастера Нерео Константини.
И
в музыке этот легендарный сюжет стал благодатной почвой для
композиторов. Свои сочинения посвящают ему Франц Бенда, Румлинг,
Далайрак, Даниэль Стейбелт, Николо Дзингарелли, Гульельми и Никола
Ваккаи, Мануэль Дель Пополо Гарсия. А знаменитый итальянский композитор
Винченцо Беллини написал оперу «Капулетти и Монтекки», которая впервые
прозвучала в Венеции в 1830-м году. И французский композитор-романтик
Гектор Берлиоз тоже – он создал драматическую симфонию с участием
солистов и хора «Ромео и Джульетта», которая позднее стала основой для постановки балетных спектаклей.
Опера французского композитора Шарля Гуно «Ромео и Джульетта»
появилась в 1867 году. Автор 12 опер, он был, по меткому выражению П.И.
Чайковского, «одним из немногих композиторов, которые в наше время
пишут не из предвзятых теорий, а по внушению чувства». Трагедия Шекспира
трактована в опере Гуно в духе лирической драмы, лучшие номера оперы, –
а к ним относятся четыре дуэта главных героев, вальс Джульетты,
каватина Ромео – обладают эмоциональной непосредственностью,
правдивостью декламации, мелодической красотой.
Наш великий соотечественник Петр Ильич Чайковский (1840-1893), откликнувшись на предложение Балакирева, создает в 1869 году увертюру – фантазию «Ромео и Джульетта».
Музыка, захватывающая своей страстью и искренностью, сразу же
становится всемирно известной. Великий лирик, непревзойденный мастер
отображения душевного мира человека, Чайковский с потрясающей силой и
убедительностью передает величие и красоту любовного чувства.
Наконец, балет Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта»,
принесший огромный успех автору.
Благодаря свежести музыкального языка,
интонационному и ритмическому своеобразию, богатству гармонии и
инструментовки, это сочинение стало одним из самых востребованных
театрами мира.
Не остаются в стороне и наши современники. Композиторы и поэты-песенники под сильным впечатлением незабвенной любви Ромео и Джульетты сосдают шедевральные песни. Примером такого шедевра есть песня Игоря Николаева"Ромео и Джульетта", которую он исполнил вместе с Дианой Гурцкой
И в этом бессмертие произведения
Шекспира.
Комментариев нет:
Отправить комментарий